Город обманутых и отчаявшихся. Какие тайны скрывает Старая Губаха?
Город обманутых и отчаявшихся. Какие тайны скрывает Старая Губаха?
В детстве меня всегда манили затерянные города джунглей, так колоритно описанные писателем и путешественником Редьярдом Киплингом. Помню, я сходила с ума, представляя каменные дворцы, поглощаемые корнями диких растений. Позже я бредила идеей побывать в радиоактивной Припяти, очень уж хотелось ощутить атмосферу брошенного города, обреченного на медленную и мучительную смерть. Еще я никак не могла понять, как мог стремительно опустеть небоскребный Детройт. Но все это так далеко, так недостижимо. Но, оказывается, чтоб побывать в городе-призраке, необязательно тратить кучу денег и ехать за тридевять земель. Хватает этого добра и в родных краях. В Пермском крае самый яркий пример — Старая Губаха.
Что еще за призрак такой?
Старая Губаха неизменно попадает в десятку или двадцатку российских городов-призраков России, перечень которых предлагают ресурсы, жадные до фото и статей обо всем затерянном и заброшенном. Вот только жители соседних с уральским призраком территорий часто даже не подозревают, какое уникальное историческое сокровище находится у них под боком.
— Город-призрак? Где это? — удивленно переспросила меня однокурсница, живущая в Новой Губахе, километрах в пяти от опустевшего города. — Горнолыжную базу знаю, она как раз в той стороне вроде. Еще где-то там дачные участки. Никак не пойму, что там может быть интересного.
Пробегаю опять по сайтам, посвященным опустевшим поселениям, «листаю» форумы любителей «заброшки»: интересуются-таки люди бывшим угольным центром Пермского края. Рюкзаки упаковывают, в экспедиции собираются. Тут же вспоминаю рассказ другого знакомого, бывалого туриста, ходившего в те места.
— Это что-то невероятное. Город будто после бомбежки, — не скрывал он эмоций. — Словно вчера там фрицы покуражились и не прибрали за собой. Деревья уже прямо из стен домов растут. И кругом отчаяние такое, безнадега, тоска.
А ведь ходил он туда исключительно ради пещер. Но, похоже, что наземная часть его поразила больше. И фотографиями он хвастался. Действительно сильное впечатление они произвели тогда.
Пестрят фотоотчетами и старожилы пермского форума «Терон». И колоритные такие картинки: полуразрушенные дома с зияющими в них черными дырами вместо окон. А ведь некоторые строения весьма и весьма интересны — этакая пародия на сталинский ампир. Есть и обычные хрущевки, кои развалившись, смотрятся еще никчемнее. Грозно глядит своими бездонными и сверлящими глазищами-окнами угрюмое здание НКВД. Виновато выглядывает из зарослей полуразрушенная больница — здесь уже никому не помогут
Короткая история промышленного городка
Уральский город-призрак, конечно, не может похвастаться многовековой историй, как Камбоджийский Ангкор, явившийся прототипом древней столицы у Киплинга, но все ж и губахинское жизнеописание заслуживает внимания. Останки Старой Губахи.Корни ее происхождения стоит искать еще в 1721 году, когда было открыто Кизеловское месторождение каменного угля. А в 1778 году были заложены Губахинские копи, новоиспеченные рабочие которых поселились в поселке на высоком правом берегу речки Косьвы. Верхнегубахинские копи взяли под свое крылышко князья Всеволожские. В 1879 через новое поселение прошла железная дорога, дав дополнительный толчок развитию территории.
В 1904 году в посёлке Верхняя Губаха открыли первую трёхклассную школа для рабочих.
На заре советской эпохи, летом 1924 года в Губахе появилась третья в РСФСР ГОЭЛРО и Кизеловская ГРЭС №3, получившей в 1934 году имя политика сталинских времен, «жертвы заговорщиков» Сергея Кирова. Перед началом Великой отечественной войны, в марте 1941 года Губаха получила статус города. А в годы войны в зданиях школы и Дворца культуры Верхней Губахи действовал военный госпиталь.
Однако процветала Верхняя Губаха недолго. Угольное месторождение быстро истощилось, люди из-за нехватки работы стали уезжать. В период с 1990 по 1994 года были закрыты все шахты Кизеловского угольного бассейна. Сыграл свою роль и экологический фактор. В общем, делать в городе стало нечего, дышать из-за близости химпредприятий нечем, вот и уехали все, кто смог. Остались лишь совсем отчаявшиеся (говорят, есть индивидуумы, до сих пор имеющие прописку в этом забытом богом месте).
Пристанище неудачливых новоселов
Время от времени, впрочем, в городе появляются новые «жильцы» — жертвы пермских черных маклеров, доверчивые переселенцы. Почему недобросовестные риелторы облюбовали именно эту территорию неясно, хотя возможно просто дух города соответствует их гнусным проделкам.
Еще «акулы сделок с недвижимостью» любят селить своих клиентов в депрессивном Кизеле и заброшенном поселке Юбилейный, что примерно в 30 километрах от Губахи. Впрочем, с последним все более-менее понятно. Поговаривают, новоселам обещают приобрести уютный коттедж в престижном микрорайоне Перми Юбилейном, а на деле отправляют в одноименный поселок Гремячинского района Пермского края. Не оттого ли брошенные и опустевшие территории становятся еще мрачнее?
Тоска, отчаяние и безысходность — главные спутники Старой Губахи и их молчаливых соседей Кизела и Юбилейного. Со следами человечески несчастий пытается бороться природа, разъедая корнями деревьев старые дома, загораживая неприятные пейзажи зарослями кустарника. Будто бы хочет стереть она с лица земли все свидетельства былой промышленной эксплуатации и настоящего злоупотребления доверием людей.