Малнавский бункер (Латвия)



Латвийский поселок Малнава (Malnova, Malnava), находится в двух километрах юго-восточнее Карсавы (Kārsava, Karsova) по шоссе Р50, и всего в нескольких километрах от Латвийско-Российской границы...
Как гласит местная легенда, 16 Июля 1941 года это глухое место Латгалии, посетил тогдашний верховный главнокомандующий третьего Рейха – Адольф Гитлер. Считается, что специально для ценного гостя, немецкие оккупационные власти, построили во дворе Малнавского поместья, где тогда располагался штаб Вильгельма Йозефа Франца фон Лееба, железобетонное укрытие, которое, в контексте «знаменитой» местной легенды, получило загадочное название «бункер Гитлера» и в контексте местных достопримечательностей, лихо преподносится в одном ряду с подобными, более «знаменитыми» сооружениями, построенными по всей Европе.

Вот уж без сомнений, такое эпохальное происшествие, как визит в местную глубинку ключевой исторической персоны, у определённой публики, в последние десятилетие, вызывает не просто непомерный интерес и налет мистицизма, но и… общее трепетное благовение, в стане фашиствующих реваншистов – шутка ли, сам Адольф был здесь.

Для справки: Германия, напала на СССР и вошла на аннексированную территорию Прибалтики. Процедура присоединения, урегулирована соответствующими международными договорами и нормами, что собственно в нынешние времена, ряду Латвийских политиков, здорово осложняет политиканские спекуляции, о юридическом признаний Советской оккупации. Следовательно, Латвийская республика, в том числе и при поддержке «западных друзей», ратифицировавших пакт Молотова-Риббентропа, перестала юридический существовать 5 августа 1940 года, став 15-й республикой СССР. В Июне 1941 года, территория Советской Латвии была оккупирована Немецкими войсками и уже 17 Июля, вся территория Прибалтики, включая Белоруссию и восточную Польшу, по приказу нового хозяина, была объеденна в общий административный округ III-го рейха – ОСТЛАНД (Reichskommissariat Ostland). Очевидно, что о никакой государственности тут речи быть не может, следовательно, ряд маразматических измышлений, рожденных воспаленным сознанием толпы малообразованных реваншистов, будто бы Адольф, самолично приехал в Латвию, благословить святой поход Немцев и Латышей против большевистской империи. Обстоятельств участия Прибалтов в этой преступной афере – я еще подробно коснусь отдельно, однако продолжим..

Итак, для начала, давайте познакомимся к самой легендой, разночтения которой, можно прочесть, или даже увидеть в ряде телевизионных передач, претендующих на «документальность». На самом деле, о событиях, изложенных в легенде, знают почти все местные жители, многие из которых (те, что разменяли седьмой десяток), с их слов, были непосредственными свидетелями тех событии. Достаточно широкую огласку, в известных кругах, эта история получила усилиями местного краеведа Сергея Никулина. Многочисленные свидетельства местных аборигенов говорят о том, что в окрестностях Карсавы, прямо в канун визита какого-то высокого гостя, были предприняты строжайшие комендантские меры.

Оккупационные органы безопасности, в срочном порядке прошлись по дворам, и изъяли у местных жителей, все горшки с цветами для наведения праздничного марафета. Вскоре, на Малнавский учебный аэродром приземлился большой самолёт, который прибыл в окружении девяти самолётов поменьше. Таинственного гостя, прибывшего на «большом» самолёте, встречали высочайшие чины. Некоторые из местных проживающих поближе к Малнавскому поместью (перед войной, там размещалась сельскохозяйственная школа), утверждают, что слышали восторженное приветствие «Хайль Гитлер!», в тот момент, когда таинственного гостя подвозили к поместью. Есть отдельные свидетельства о том, что Фюрер даже выступил перед офицерами с речью во дворе школы и дал искрометные напутствия, на скорое взятие Москвы и Ленинграда. Таким образом, можно с достаточной достоверностью предполагать, что фюрер в Латвии был, и даже пробыл здесь несколько часов...
В этой связи, один из подливших масло в огонь мифа - Гунтарс Дагис, в своём материале постарался интригующий объединить визит высокого гостя и строительство бункера в некую единую следственную цепь. Получилось красиво и забавно, однако, как водится, с явным фактологическим перебором, который окончательно воспалил у местных «кладоискателей» и «националистов» кору и древесину головного мозга... За последние десять лет, несчастный бункер, просто раскопали и разломали, в поисках «янтарной комнаты», святого Грааля, библиотеки Анненербе и прочих мистических или околовоенных бредней, которые по мнению рыцарей кувалды и лома, там обязательно должны отыскаться..

Следовательно, что бы разобраться и с этой легендой, нам необходимо ответить на два основных вопроса:

Что за таинственный бункер, построен во дворе Малнавского поместья?
Имел ли место вообще, визит вышеупомянутого исторического персонажа?

Проще начать с второго пункта: Обратимся к историческим фактам. В книге Дэвида М.Гланца (David M. Glantz) под названием «Barbarossa Derailed: The Battle for Smolensk 10 July - 10 September 1941», мы можем обнаружить практический исчерпывающие факты, касательно интересующего нас исторического момента, а именно, достаточно рядового посещения фюрером штаба Фон Лееба (наступающей на восток армии).
Позволю себе скомпилировать написанное. Итак, А.Гитлер, в сопровождений Кейтеля, прибыл в Малнаву из ставки «Вольфшанце» в Растенбурге, 21 Июля 1941 года (а не 16 Июля, как в легенде), в 06:15, на большом Юнкерсе (имеется ввиду Junkers Ju 52, спецборт «Immelman I»), в сопровождений двух истребителей Люфтваффе (не девять, как в легенде!).

Помимо телохранителей CC, присутствовали так же пресс-атташе и фотографы. Пол мили (800 метров), до расположения штаба фон Лееба, глава рейха преодолел на своем лимузине. Три спецмашины и четырехколесный вездеход, за 660 км, по дороге, предварительно доставили из Растенбурга. После совещания, и праздничного завтрака в зданий Малнавского поместья, где располагался штаб группы армии «Центр», самолет Гитлера вылетел обратно в ставку, в 11:30.

Упоминание об этом визите, можно почерпнуть и в работах других историков, которые посвящены «Восточной компании» и плану «Барбаросса», тем не менее, все детали в изученных нами источниках совпадают, а значит, мы можем однозначно утверждать, Гитлер в Латвии был, 21 Июля 1941 года и пробыл на Латвийской земле 5 часов и 45 минут. Осталось, разобраться с историей о загадочном бункере..

Уже много лет, изучая немецкую фортификацию я могу с уверенностью сказать, что любовь немцев к стандартизации практический безгранична. Связанно это в первую очередь с возможностью точно распределять ресурсы (например, бетон и сталь для постройки сооружений) а так же, снабдить сооружение всеми необходимыми атрибутами, от дверей до светильников и колпаков вентиляции. Практический все немецкие сооружения – типовые и имеют серийную конструкцию, называемую «Баутип».

Однако, то что построено во дворе Малнавского поместья, совершенно ни на что не похоже, а само сооружение представляет из себя убогую «загадку», главным образом, в силу ряда особенностей, совершенно не характерных для немецких построек.

Толщина стен и потолка в 1 метр, не подходит ни под одну известную немецкую классификацию.
В сооружении отсутствуют, какие либо признаки существования или установки стандартных немецких агрегатов (вентиляция, освещение и т.д. Отверстия и проемы так же не соответствуют типовым).
Тип (планировка) этого сооружения никогда не встречалась в немецкой фортификации.
Бетонный погреб, который представляет из себя «загадочный» бункер – никак не подходит в качестве даже примитивного укрытия для главы Рейха (к примеру, бункер в ставке «Волчье логово» имел толщину стен аж 18 метров!). Гораздо больше, в качестве укрытия, подходят усадебные подвалы, имеющие массивные перекрытия, и на примере двух последних, мировых войн, в которых усадьба здорово пострадала, доказавшие свою надежность (подвалы при этом, не пострадали вообще).

Если бы не «странный» и слишком укрепленный боковой лаз с лестницей, выдающий какое-то особенное, явно военное предназначение объекта, можно было бы сказать, что это просто «очень странный» винный или продуктовый погреб. Догадки, конечно, были, но в конце 90-х, в отсутствии серьезных источников информации, зацепится было совершенно не за что. Однако, за прошедшие 10 лет, нам удалось поговорить со старожилами тех мест, которые еще до войны или учились в Малнавской сельскохозяйственной школе или имели возможность слоняться во дворе поместья, все они утверждают – бункер во дворе усадьбы, был построен еще до войны.



Удивительно, но не смотря на достаточно долгую эпопею с обсуждением этого сооружения, расчертить его никому не пришло в голову. Компенсируем этот недостаток, и представляем вашему вниманию план Малнавского бункера.


В ходе расследования данной легенды, один из местных жителей, поведал нам, о том, что, его отец помогал строить бункер весной 1921 года, подвозя доски с местной лесопилки. Дополнение было хоть и не исчерпывающим, но достаточно информативным: “Отец рассказывал, пушкари тут Латвийские стояли. Не знаю, год или два, но сразу после войны их тут оставили. Усадьбу тогда, в войну, здорово разбили, но… правда, не так сильно, как во «вторую»…”



Старик был прав, действительно, после завершения Советско-Латвийского конфликта (1918-1920), который в местной исторической практике именуется «освободительной войной», новообразованный осенью 1919 года, Латгальский Артиллерийский полк (Latgales Artilērijas pulks), было решено, на всякий случай, несмотря на перемирие с Советской Россией, оставить недалеко от границы, для отражения возможных повторных атак. Один из дивизионов полка (1-й дивизион), 4 ноября 1920 года, разместили в Малнавском поместье. Штаб дивизии, располагался в Карсаве, а вот артиллерийские позиции, 2-й батареи, разместили непосредственно в сквере Малнавской усадьбы. Два других дивизиона, так же разместили в приграничных областях, в Яунгулбене и во дворе Розентовской усадьбы, так что вполне возможно, что там, в конце концов, удастся отыскать аналогичное сооружение или его остатки, конечно при условии, что оно было типовым для Латвийской армии. Простояли позиции в расположений усадьбы не долго, в июле 1921, дивизион перевели в Даугавпилс. А уже в конце Августа, дивизион опять вернулся в Малнаву, и спустя не полных три месяца, в ноябре 1922 года, окончательно передислоцировался в Крустпилс, в свое новое полковое расположение. Достаточно подробно, перемещения дивизионов полка, описаны в довоенной Латвийской военной газете «Latvijas Kareivis» 27/10/1929: 30/09/1939

Таким образом, сооружение во дворе Малнавского поместья, очевидно имеет непосредственное прямое отношение к технической инфраструктуре Латвийской армии, и не имеет никакой событийной связи, с визитом «одной исторической персоны», которая состоялась через 20 лет, после постройки бункера. Совершенно очевидно, что бункер, использовался как хранилище боекомплекта, для размещенных во дворе поместья, артиллерийских позиции. Боковой люк бункера, достаточно четко характеризует его предназначение. В послевоенное время, в бункере возвели стену и использовали его как обычный холодный погреб. На этом, кажется, можно дело закрыть…







URL записи