811144.jpg (83.41 Kb)

Северные районы Пермского края (до 2006 года этот регион назывался Пермской областью)
с 1950-х годов являются территорией, плотно насыщенной узкоколейными железными дорогами.
На пике развития (конец 1980-х годов) протяжённость узкоколейных железных в Пермской области
составляла не менее трёх тысяч километров, что превышало протяжённость железных дорог
широкой колеи. В подавляющем большинстве, узкоколейные железные дороги находились
к северу от магистральной железнодорожной линии Пибаньшур — Пермь — Кузино (Транссибирской
магистрали). Почти все узкоколейные железные дороги относились к числу лесовозных,
большинство из них были сплавными (не имели выхода к путям широкой колеи, вывезенный
лес сплавлялся по рекам).

В регионе насчитывалось не менее 9 узкоколейных железных дорог, находившихся в ведении
исправительно-трудовых учреждений (подробнее о таких дорогах: http://sbchf.narod.ru/ujd_itu.html ).

К сожалению, Пермский край долгое время был наименее исследованным среди регионов
России, насыщенных узкоколейными железными дорогами. Среди местных жителей не известно
никого, кто активно занимался бы изучением узкоколейных железных дорог своего региона — в отличие,
например, от соседней Свердловской области, где почти все узкоколейные железные дороги
были посещены исследователем из г. Екатеринбурга А. Колесовым. До 2006 года в Сети практически
не было фотографий узкоколейных железных дорог Пермского края, зато неизвестный «вандал»
распространил дезинформирующие сведения о том, что «строится лесовозная УЖД от Жемчужного
до Сыктывкара» длиной 250 километров.

Поездка в бывший Коми-Пермяцкий автономный округ (северо-запад Пермской области) была
произведена в мае 2006 года. Как выяснилось, на его территории осталась одна узкоколейная
железная дорога, которая имеет шансы быть сохранённой в ближайшие годы (Логиновская),
две узкоколейные железные дороги (Усть-Лупьинская и Мысовская) находились на последней
стадии ликвидации, остальные уже были разобраны.

В октябре 2008 года была произведена поездка в северо-восточные районы Пермского края.
Ранее считалось, что расположенные там узкоколейные железные дороги исправительно-трудовых
учреждений имеют перспективы долговременной работы (об этом заявляли в том числе
представители администрации местных органов ФСИН). Но с недавнего времени
во ФСИН взят курс на полную ликвидацию узкоколейных железных дорог. К сожалению, высокие
цены на металлолом сейчас «добивают» ещё недавно нормально работавшие узкоколейные
железные дороги.

Первая посещённая узкоколейная железная дорога — Луньевская (посёлок Талый вблизи
города Кизела). Оказалось, что она полностью разобрана в 2006 году. Находившаяся
в посёлке колония ликвидирована, посёлок, в котором когда-то было около тысячи
жителей, почти полностью выселен — осталось около двадцати человек и огромное
скопление развалин. У бывшего депо дорезаются последние локомотивы.

В окрестностях городов Кизел и Губаха когда-то имелось много действующих угольных
шахт (Кизеловский угольный бассейн). На большинстве шахт имелись узкоколейные
железные дороги с наземными участками минимальной протяжённости. В 1990-х годах
все без исключения шахты были закрыты, добыча угля в Кизеловском угольном бассейне
полностью прекращена. В Кизеловском районе много мёртвых посёлков, безжизненные развалины
тянутся на километры. Наиболее крупные посёлки Центральный Коспашский, Северный Коспашский
и Южный Коспашский (когда-то составляли единый город Коспаш - http://forum.kizel.ru/index.php?showtopic=519 ),
судя по количеству заброшенных домов, опустели как минимум на три четверти (удивляет, что
несмотря на массовый переезд жителей Кизеловского и других районов в региональный центр,
население Перми с 1991 года сократилось более чем на 100 тысяч человек). Вымирающие посёлки
Кизеловского района считаются территорией с повышенной криминогенностью,
в тёмное время по ним лучше не ходить. От шахтных узкоколейных железных дорог в связи
с повсеместной «охотой» за металлоломом практически ничего не осталось.

Действующая Пильвенская узкоколейная железная дорога находится в Чердынском
районе. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Кушмангорт, расположенный
в 22 километрах от Чердыни. Узкоколейная железная дорога на участке Кушмангорт - Пильва
построена в 1950-х годах, всегда находилась в ведении учреждений пенитенциарной системы,
была лесовозной, сплавной.

В 2005 году узкоколейная железная дорога находилась в рабочем состоянии
( http://www.uralfishing.ru/modules.php?name=Articles&file=view&articles_id=19 - описание
поездки туристов).

Как выяснилось, сейчас дорога в «предсмертном» состоянии. На узкоколейной железной дороге
нет ни одного «вольного» сотрудника (должность начальника дороги, которую занимал вольнонаёмный,
упразднена). Машинистами тепловозов являются осуждённые, на свободе работавшие водителями автотранспорта,
управление тепловозом с механической передачей они могут освоить без длительной подготовки. Узкоколейная
железная дорога, по состоянию на середину октября 2008 года, состояла из лини Кушмангорт — Пильва
Серебрянка и далее до границы с республикой Коми. Расстояние от крайнего южного пункта
(Кушмангорта) до крайнего северного пункта составляло около 120 километров.
Сохранялась одна «боковая» ветка длиной около 14 км. Линия на Зёрна и далее была полностью
разобрана, протяжённость дороги в последние годы сократилась почти вдвое. Предполагалось, что
уже через несколько месяцев конечным пунктом станет Пильва.

http://photofile.ru/photo/sbchf/3645408/81131194.jpg - карта масштаба 1:1 000 000
(в оригинале был обозначен только участок южнее Пильвы.
Разобранные линии условно обозначены красным цветом).

Прибываю в Кушмангорт утром, сразу же иду в штаб колонии общего режима, объясняю цели и задачи
своей работы. Разрешение на проезд и неограниченное фотографирование узкоколейной железной дороги
было получено. Без разрешения это лучше не делать — посёлок Кушмангорт является территорией
с особыми условиями пребывания (об этом предупреждают таблички на въездах в него),
фотографирование в посёлке обязательно вызовет вопросы у сотрудников ФСИН.

Поездка в тепловозе, суммарно продолжавшаяся двое суток (ещё почти столько же — ожидание обратного
выезда и пеший поход после того, как состав надолго «застрял» на перегоне) дала возможность в полной
мере ощутить себя «в роли» заключённого-железнодорожника. Труд работников узкоколейной железной дороги
очень тяжёл и не сравним с работой сотрудников ОАО «РЖД» и «гражданских» узкоколейных железных дорог
(например, Алапаевской). Пильвенская узкоколейная железная дорога находится в плохом состоянии — ни одна
поездка не обходится без сходов с рельсов. Только на участке Кушмангорт — Пильва (60 км) было
4 схода, причём во всех случаях сходил с рельсов не только прицепной подвижной состав (порожние
платформы), но и тепловоз. Скорость движения с порожними вагонами составляет около 10 км/час,
с гружёными — равна пешеходной (5 км/час). Регулярные сходы с рельсов приводят к тому,
что на проезд от Кушмангорта до крайней северной точки дороги, где ведётся погрузка
металлолома, затрачивается более суток, без учёта стоянок на станциях.

Пильвенская узкоколейная железная дорога стала для меня 243-й «проезженной»
и примерно 600-й посещённой. Ещё никогда в одной поездке не приходилось столько раз
находиться в подвижном составе, участвующем в инцидентах (сходах с рельсов).
81113781.jpg (.68 Kb)
Сошедшая с рельсов (в обиходной речи - «забурившаяся») платформа ставится
на рельсы с помощью «резки» и деревянных подкладок.

81113965.jpg (50. Kb)

81113782.jpg (59.46 Kb)

В числе трудностей поездки пребывание в замкнутом пространстве тепловозной кабины
и необходимость общения с локомотивной бригадой и другими пассажирами на протяжении очень
длительного времени.
Большинство осуждённых, работающих на узкоколейной железной дороге — люди, оказавшиеся
в заключении впервые и не относящиеся к криминальному миру, но встречаются и «уголовники».
для которых это далеко не первая «ходка». Очень трудно объяснить смысл своей работы,
расспросы об этом могут продолжаться часами. Практически все курят, поэтому не лишним предметом
в кабине был бы кислородный баллон-). Но такая поездка полностью оправдана - она позволила
в полной мере узнать узкоколейную железную дорогу «изнутри», отчасти понять её «душу» и ощутить
отличие от тех, кто посещает подобные узкоколейные железные дороги на несколько часов или «с ветерком»
проносится по ним на мотодрезинах.
К сожалению, приходится констатировать, что осуждённые и вольные жители здесь ненавидят
«ужасную железную дорогу» (распространённая народная «расшифровка» аббревиатуры УЖД),
и с нетерпением ждут, когда «доставшая» их постоянными авариями и низкими скоростями
узкоколейная железная дорога будет заменена автодорогой. Но некоторое помнят лучшие
время, когда дорога была в отличном состоянии, и сожалеют о том, что это время ушло.

Посёлок Пильва, в котором находится колония-поселение и единственное действующее депо,
насчитывает около 500 «вольных» жителей. До 1994 году здесь действовал аэропорт с ежедневными
рейсами до Чердыни и Перми, сейчас попасть сюда можно только по узкоколейной железной дороге.
Есть пассажирское сообщение по маршруту Кушмангорт — Пильва, пассажиры перевозятся
в самодельной автомотрисе, сделанной с использованием кабины и двигателя «КамАЗа» и
кабины ЭСУ2А-471 в качестве пассажирского помещения. Часто бывает прицеплен пассажирский
вагон, именуемый в обиходной речи «столыпинским» — в нём либо размещается груз (продукты и
другие товары первой необходимости для Пильвы), либо размещены осуждённые, прибывающие
в колонию отбывать наказание. Проезд «обычных» пассажиров возможен только в пассажирском
салоне.

Стоимость проезда составляет 200 рублей. Скорее всего, Пильвенская узкоколейная железная
дорога сейчас — самая «дорогостоящая» для пассажира на пространстве бывшего СССР
(без учёта Сахалинской железной дороги колеи 1067 мм).

811144.jpg (83.41 Kb)
Билет для проезда в пассажирском поезде сообщением Пильва — Кушмангорт.

Отправление автомотрисы из Пильвы: в 4:00 по понедельникам,
пятницам, по особому назначению также по средам, из Кушмангорта в Пильву — в 20:00 в те
же дни (время местное). Время в пути формально 3 часа, реально — значительно больше.

81114444.jpg (23.79 Kb)

Пильва, посадочная платформа у штаба колонии, 3:40 по местному времени.
Пассажирский поезд готов к отправлению на Кушмангорт.

81114445.jpg (36.56 Kb)
Пассажирский поезд в Кушмангорте.

81114447.jpg (37.97 Kb)

Лес по узкоколейной железной дороге возить уже не будут — не позволит состояние пути.
Но от Кушмангорта до Пильвы узкоколейная железная дорога, скорее всего, просуществует
ещё как минимум 2-3 года, до тех пор, пока не будет открыта автодорога.

В 28 километрах от Пильвы существовал посёлок Серебрянка, его выселение было
завершено в начале 2008 года. Ещё раньше были ликвидированы посёлки Зёрна и Светлый.
Вблизи Пильвы когда-то было много старинных деревень. Они существовали более
500 лет, но к концу ХХ века исчезли. Жизнь поддерживается только вокруг колонии,
на сотни километров от неё - ненаселённые леса.

81113771.jpg (36.84 Kb)

Кушмангорт. Автодрезина, сделанная с применением элементов автомобиля ЗиЛ.
Данная дрезина «прописана» в Пильве, на ней ездят в основном представители
руководства колоний в Кушмангорте и Пильве.

81113773.jpg (45.38 Kb)
Бывшая диспетчерская на станции Кушмангорт (ныне полноценная диспетчерская
действует лишь в Пильве).

81113774.jpg (45.64 Kb)
Кушмангорт. Путь между диспетчерской и территорией колонии.

81113775.jpg (27.46 Kb)

Вид из кабины тепловоза.

81113776.jpg (37.12 Kb)

Первые километры магистрали. Вид в сторону Пильвы.
81113777.jpg (41.05 Kb)

Изба на разъезде.

81113780.jpg (42.51 Kb)

Пересечение с грунтовой автодорогой Чердынь — Чепец — «прощание с цивилизацией».
81113779.jpg (.16 Kb)
Тепловоз ТУ8-0509 на разъезде.

81113975.jpg (37.64 Kb)
Пильва. Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0030, который ещё недавно возил пассажиров по
маршруту Кушмангорт — Пильва. Местные жители в обиходе называли его «аэробус».
Теперь «аэробус» уже никогда не «взлетит»..

81114077.jpg (35.37 Kb)

Бывший стрелочный пост на разъезде между Пильвой и Серебрянка.
81114136.jpg (40.34 Kb)
Последняя кривая перед станцией Серебрянка. Впереди — бывший посёлок Серебрянка.

81114138.jpg (40.04 Kb)
Станция Серебрянка.

81114140.jpg (39.88 Kb)
Вокзал на станции Серебрянка.

81114145.jpg (54.53 Kb)
Разъезд на самом дальнем на нынешний момент участке узкоколейной железной
дороги — «усу». ведущем к границе с республикой Коми.

81114434.jpg (60.42 Kb)
Конец «уса» — самая дальняя точка узкоколейной железной дороги
(расстояние до Кушмангорта — свыше 120 километров).
Здесь на протяжении длительного времени находился вышедший из
строя тепловоз ТУ8-0510. Тепловоз ТУ8-0509 прибыл сюда для того,
чтобы привести неисправный локомотив на ремонт в Пильву. В ближайшее
время здесь начнётся демонтаж пути.

81114443.jpg (42.51 Kb)
Вахтовый посёлок в лесу, вблизи берега реки Северная Лопья. Обиходное
название посёлка — «десант». Расстояние до Кушмангорта — около 120 километров.



@темы: Городское, Железка, статьи