
Долгое время во всех публикациях о полете "Бурана" упоминались запасные аэродромы, под грифами "на востоке" и "на западе" страны, на которые могли приземляться многоразовые орбитальные корабли в случае возникновения различных нештатных ситуаций на орбите, требующих срочной посадки.
Сейчас пришло время рассказать и об этой, до последнего времени скрытой от широкой общественности, большой части посадочного комплекса орбитального корабля (ОК) "Буран".
1. ВОСТОЧНЫЙ ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ (ХОРОЛЬ)
За словами "восточный аэродром" скрывался запасной аэродром, расположенный в центральной части Приморского края (южнее озера Ханка, смотри карту), восточнее районного центра Хороль.

еографические координаты центра ВПП:
- широта 44 градуса 27' 03,6''
- долгота 132 градуса 07' 27,9''
Высота над уровнем моря 95,23 м; истинный посадочный курс первого направления 153 градуса 27' 59,0'', соответственно второго - 333 градуса 27' 59,0''.
Длина полосы 3700 м, ширина 70 м, магнитное склонение -9 градусов 39'.
Высота точки посадки левая 86,99 м, правая 96,92 м. По свидетельствам очевидцев, полоса в самом деле сильно горбата, это видно невооруженным взглядом (как, кстати, и ВПП в аэропорту Владивостока в пос.Артем).
Территориально аэродром расположен в квадрате между населенными пунктами Хороль, Новодевица, Ленинское, ВПП расположена сразу к северу от железной дороги, параллельно полотну (смотри детальную карту). За железной дорогой ОКДП (Объединенный командно-диспетчерский пункт).

Военный гарнизон располагался на северо-востоке Хороля (там были "контора", склады, гараж, жила несемейная молодежь в сборно-щитовом модуле). Семейные военные жили, в основном, в Новодевице и Сиваковке на арендованном жилье в более-менее приличных условиях.

Территориально аэродром расположен в квадрате между населенными пунктами Хороль, Новодевица, Ленинское, ВПП расположена сразу к северу от железной дороги, параллельно полотну (смотри детальную "двухкилометровую" карту). За железной дорогой ОКДП (Объединенный командно-диспетчерский пункт).
Расположение основных элементов комплекса автоматической посадки "ВЫМПЕЛ" соответствует их расположению на Байконуре:
Севернее ОКДП - полоса. Между ОКДП и полосой - ПРЛ, за полосой - АДРМ, слева за полосой, прямо у дороги на Новодевицу - ОРЛ.
В примерный круг в районе аэродрома, вблизи его окружности расположены населенные пункты, возле которых находятся участки РД:
- 48 Троицкое
- 49 Меркушевка
-
50 Михайловка (находится прямо у дороги Уссурийск - Хороль, у перекрестка дорог - смотри детальную карту - РД стоял справа от дороги на Хороль, выше горизонтальной дороги, в 100-200 вверх , на север)
- 51 Богуславка
Участки РД, расположенные не на окружности 50 км:
- 46 Мельгуновка (на карте нет, должно быть "зеркально" Лучкам)
- 47 Лучки
ТРЛК должны были располагаться:
- пл 42 вблизи Спасска
- пл 43 в районе Прилуки
Измерительный пункт - в Покровке.
За железной дорогой ОКДП (Объединенный командно-диспетчерский пункт).
Военный гарнизон располагался на северо-востоке Хороля, там же располагалась и "бурановская" часть со всей своей инфраструктурой (склады, гаражи и т.д.). Прикомандированные гражданские специалисты жили в гарнизоне в сборно-щитовом модуле, семейные жили, в основном, в Новодевице и Сиваковке на арендованном жилье в более-менее приличных условиях.
Задолго до начала реализации проекта создания многоразового космического корабля "Буран" аэродром имел для страны важное стратегическое значение.
С начала поступления на вооружение страны (в конце 1960-х годов) дальних стратегических разведчиков Ту-95МР в составе полков 106-й (базирование в Узине Киевской области) и 79-ой (базирование в Семипалатинске) тяжело-бомбардировочной дивизии (ТБАД) Хороль использовался в качестве временного аэродрома базирования.
С момента принятия на вооружение самолета стратегической морской разведки (и целеуказания) Ту-95РЦ (классификация NATO "Bear-D") в Хороле стал базироваться 304 Отдельный разведывательный полк Авиации ВМФ (304 ОДРАП), который нес службу над просторами Тихого Океана вплоть до середины 90-х годов. В состав 304 ОДРАП входили самолеты:


Кроме того, на аэродроме базировались части морской авиации Тихоокеанского флота, эксплуатировавшие самолеты Ту-16 различных модификаций, а также истребители ПВО.
К первому полету "Бурана" аэродром подвергся серьезной реконструкции, причем основной объем работ был связан с оборудованием ВПП и установкой аппаратуры комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ". Согласно одним источникам (смотри далее), комплекс был готов к работе уже к моменту первого запуска "Бурана" 15 ноября 1988 года; согласно другим (в частности, воспоминания участников разработки комплекса "ВЫМПЕЛ"), облеты комплекса самолетами-лабораториями не проводились вплоть до марта 1990 года. Очевидцы вспоминают, что аэродром к первому беспилотному полету "Бурана" готов не был. Была запущена практически вся аппаратура, кроме ТРЛК. Работали КДП-А и КДП УВД, поступала информация от ОРЛ и ПРЛ, работал АДРМ, маяки и дальномеры. Но запущена - это не введена в строй. Тем не менее, все участники работ уверены, что система была бы доведена до ума в любой разумный указанный срок - это точно, ВПТП было очень сильной командой - практически десятка два разработчиков, прошедших через самую ответственную часть байконуровских работ.
С запасным аэродромом в Хороле связана интересна деталь - как планировалось делать облеты оборудования "ВЫМПЕЛа", а тем более встречать ОК, если до Китая по прямой на запад порядка 75 км, особенно с учетом того, что ОК подходит к Хоролю с именно с запада?
Вот как упоминаются запасные аэродромы в военно-историческом труде "Военно-космические силы" (М., 1998, книга 2, стр. 124):
...К началу летных испытаний МКС "Буран" готовились и в других районах страны, далеко от космодрома. В середине 80-х годов на западе и на востоке нашей страны начали развертываться запасные аэродромы для обеспечения посадки и послеполетного обслуживания орбитальног корабля "Буран". Для решения этих задач были созданы два новых измерительных пункта. Личный состав этих пунктов совместно с представителями промышленности осуществляли монтаж и ввод в эксплуатацию сложного разбросанного на большой территории технологического и специального оборудования. К началу летных испытаний "Бурана" комплексы посадочного оборудования "Вымпел" на западном и восточном пунктах были введены в строй.
Создание аэродромных измерительных пунктов и строительство запасных аэродромов - это незабываемые страницы в истории командно-измерительного комплекса. Службы строительства (полковники Золотухин В.Г., Жуков В.Е.), вооружения (генерал-майор Ясинский А.Ф., полковник Петров А.В.) и связи (генерал-майор Саус В.А., полковник Петухов А.Н.) много сил и энергии отдали делу обеспечения своевременного ввода в строй аэродромных пунктов. Особенно много трудностей пришлось преодолеть командирам аэродромных измерительных пунктов. Следует отметить организаторский талант и настойчивость начальника западного пункта полковника Западинского А.Б.(сейчас генерал-лейтенант, доктор технических наук, командует наземными космическими силами, в/ч 32103, г. Голицино-2; сумевшего в сжатые сроки построить прекрасный военный городок в 18 км от Симферополя (начали строить административно-хозяйственную территорию и выносные площадки 46-51 в феврале 1987 года и к осени было все практически готово;
Сегодняшнее состояние аэродрома в Хороле красноречиво характеризует неприметные заметки в местной прессе:
Цитата:
Хорольские летчики отлетались? (Комсомольская правда, середина декабря 2000 г.)
В былые времена в селе Хороль дислоцировался мощнейший гарнизон, в состав которого входили 12 крупных частей. Военный аэродром первого класса, способный принимать все существующие типы самолетов, готовился стать запасным для приема космических "Буранов". Программа свернута. Части расформированы. Сейчас при аэродроме остались только две воинские части, которые перманентно сокращаются. Командир части авиационной комендатуры ТОФ подполковник Александр Рогов устал переживать:
- Мне до пенсии немного, дослуживаю и увольняюсь. Перспективы никакой. В моей части всего 100 военнослужащих, из которых 15 - офицеры. У нас осталось три пятиэтажных дома, остальные переданы местному жилкомхозу. Зато проблемы с жильем нет.
Передача недвижимости муниципалам, как водится, шла через пень-колоду. У председателя Хорольского комитета по управлению муниципальным имуществом Валерия Шумала хранится увесистая папка переписки с начальством Дальневосточного военного округа. Письма оставались без ответа во времена, когда что-то еще можно было использовать. Охранять покинутые здания некому.
Хорольские летчики отлетались? (Комсомольская правда, середина декабря 2000 г.)
В былые времена в селе Хороль дислоцировался мощнейший гарнизон, в состав которого входили 12 крупных частей. Военный аэродром первого класса, способный принимать все существующие типы самолетов, готовился стать запасным для приема космических "Буранов". Программа свернута. Части расформированы. Сейчас при аэродроме остались только две воинские части, которые перманентно сокращаются. Командир части авиационной комендатуры ТОФ подполковник Александр Рогов устал переживать:
- Мне до пенсии немного, дослуживаю и увольняюсь. Перспективы никакой. В моей части всего 100 военнослужащих, из которых 15 - офицеры. У нас осталось три пятиэтажных дома, остальные переданы местному жилкомхозу. Зато проблемы с жильем нет.
Передача недвижимости муниципалам, как водится, шла через пень-колоду. У председателя Хорольского комитета по управлению муниципальным имуществом Валерия Шумала хранится увесистая папка переписки с начальством Дальневосточного военного округа. Письма оставались без ответа во времена, когда что-то еще можно было использовать. Охранять покинутые здания некому.
2. ЗАПАДНЫЙ ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ
Западный запасной аэродром располагался на Крымском полуострове, вблизи Симферополя, и имел следующие характеристики:
Географические координаты центра ВПП:
- широта 45 градусов 02' 42,26''
- долгота 33 градуса 58' 36,93''
Магнитный курс 90, магнитное склонение 40 31'
длина ВПП 3700 м, ширина 60 м.
У нас нет достоверной информации о степени готовности западного запасного аэродрома к штатной работе к моменту первого полета "Бурана", однако по воспоминаниям разработчиков комплекса "ВЫМПЕЛ", в Симферополе могли быть использованы штатные средства (обзорный локатор- ОРЛ) существующей системы управления воздушным движением (УВД). Существовавший ОРЛ имел примерно те же характеристиками по темпу обзора и дальности, что и Е-511, но с другой ценой младшего разряда координатного сообщения. Программное обеспечение КДП-А позволяло работать с ОРЛ с разной ценой разряда. Во ВНИИРА КДП-А на последних этапах отрабатывалось на информации из Пулково, которая тоже поступала от ОРЛ, отличной от Е-511.


А вот как вспоминает Космачевский Юрий Иванович, бывший инженер-электронщик-настройщик, работник ПО "Гранит" (г. Москва), с апреля 1988 по январь 1991 года работавший на запасном аэродроме посадки "Бурана" в г. Симферополе (объект "ЗАС" (запасной аэродром - Симферополь): "...Мы являлись исполнителями монтажа и запуска в опытную эксплуатацию системы "Вымпел". На момент первого пуска на запасном аэродроме посадки были полностью смонтированы, оттестированы и готовы к работе так называемая "ближняя" и "дальняя" зоны посадки, состоявшие из аэродромного оборудования - РД (ретрансляторы-дальномеры) и глиссадные маяки, а также ближней зоны (ретрансляторы-дальномеры, 6 объектов) и дальняя зона - два обзорных радиолокатора (в районе Евпатории и в районе Белогорска).
Летом 1989 года я участвовал в опытных испытаниях на аэродроме, когда самолет-лаборатория на базе Ту-134 имитировала посадку "Бурана" по его глиссаде, а все службы посадки отрабатывали наведение на ВПП. Помню, что испытания проводились летними ночами, когда Симферопольский аэропорт был немного меньше загружен (все-таки это было лето и Крым)."
В то же время использование существовавших (штатных) посадочных локаторов (ПРЛ) аэродрома было невозможно, т.к. ПРЛ "Вымпела" несколько специфические. Их антены устанавливались на специальной платформе, которая позволяла работать на крутых "Бурановских" глиссадах. Платформа упоминается в главе 4 "Отчета" в пункте E-516. Далее из этого следует специфическая начинка кабин для "замеса" антен и платформы и выдачи этой объединенной информации на КДП-А. Справа представлена фотография западного запасного аэродрома, сделанная из космоса в 1985 г.

Современное состояние (а точнее, запущенность) западного запасного аэродрома описано в библиографии.
На сегодняшний день в Украине все, что касалось ОК "Буран", полностью все ликвидировано. Осталось только:
- рабочий ТРЛК (с. Молочное, возле Евпатории) принадлежит Симферопольскому аэропорту;
- здание КДП (аэропорт пытается восстановить после разграбления военными);
- 48 площадка (возле Качи) держат военные базу отдыха.